Версия для слабовидящих

Результаты независимой оценки качества образования

Формирование речевого дыхания

Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.
У заикающихся в момент эмоционального возбуждения речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Объем выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы. Их речь порой неожиданно прерывается, и в середине слов делается судорожный вдох. Часто заикающиеся вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Бывает «утечка воздуха» - речевой вдох делается носом, сразу же следует выдох, и речь становится «задавленной», так как используется только остаточный воздух. Поэтому при устранении заикания возникает необходимость специально ставить и развивать речевое дыхание.
Цель тренировки правильного речевого дыхания — выработка длительного плавною выдоха (а не умение вдохнуть побольше воздуха).
Специалисты знают, а родителям заикающихся детей необходимо разъяснить, что обычное жизненное дыхание существенно отличается от речевого. Жизненное дыхание непроизвольно. Вдох и выдох осуществляются через нос. После выдоха возникает небольшая пауза перед последующим вдохом. Продолжительность вдоха и выдоха одинакова.
Речевое дыхание — во многом управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от воли человека, от смысла и направленности высказывания. Если обращаемся к человеку, стоящему далеко от нас, то, «посылая звук», соответственно удлиняем выдох и усиливаем работу голосовых связок.
Установлено, что наиболее правильным (удобным) для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и подвижных ребер. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными. При речи вдох делается носом и ртом. В самом начале высказывания говорящий еще может вдохнуть носом. При длительном высказывании он делает доборы воздуха только через рот, так как быстро, полно и бесшумно вдохнуть через узкие носовые ходы невозможно. Поэтому при постановке речевого дыхания целесообразно приучать детей всегда делать вдох ртом, через немного приоткрытые губы (легкая улыбка). При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая доступ воздушной струе. Легкая улыбка позволяет снять мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи.
Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох — длинный, плавный (в соотношении 1:10, 1:15. Очень важно приучить заикающихся детей не задерживать дыхание, а сразу же после вдоха начинать говорить на длительном плавном выдохе, чтобы избежать «утечки воздуха». Паузу в 2 секунды необходимо выдерживать перед следующим вдохом.
Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляции являются основой и для звучного голоса.
Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция — это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом — словах, затем на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.
В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков. Логопед или родитель следит, чтобы при вдохе поза была свободной, плечи опущены. Артикуляция гласных и согласных звуков и каждом упражнении уточняется. Задания выполняются по 3—5 раз с паузами.
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ПРИ ПОСТАНОВКЕ ДЫХАНИЯ

В упражнениях с 1-го по 5-е дети контролируют правильность речевого вдоха своей ладонью, которую кладут на область диафрагмы. Исходное положение для детей: свободно сидят на стульчиках, смотрят перед собой.
1. «Задуй упрямую свечу». Дети держат в правой руке цветные полоски бумаги в форме свечи. Левая ладонь лежит на животе для контроля правильного речевого дыхания. Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу же начинать медленно, постепенно выдыхать — «гасить свечу», произнося звук ф. Логопед отмечает, у кого из ребят была самая упрямая свеча (полоска бумаги медленно отклонялась), хвалит тех, кто справился с непослушной свечой (т. е. того, кто более длительно выдыхал).
2. «Мишка учит буквы». У логопеда — набор букв, обозначающих гласные звуки, на правой руке кукла бибабо (Мишка). Дети свободно сидят на стульчиках. Логопед показывает буквы, объясняя артикуляцию каждого звука. Мишка произносит каждый звук то низким («толстым») голосом, как Медведь, то высоким, тонким, детским, как маленький Мишутка. Дети по одному произносят звуки, как Медведь или как Мишутка. В этой игре можно распределять и менять роли, чтобы произношение отдельного звука было интонационно окрашено. Например, Медведь не сразу понял, как правильно произнести звук, и переспрашивает: Л?, а затем усвоил: А! Диалогично обыгрывается произношение на выдохе двух гласных одновременно. Предъявляются сразу две буквы: а — э, а —у и т.д. Появляется новое требование: слитность произношения.
3. «Игра-загадка». Логопед беззвучно артикулирует один-два гласных звука, дети должны озвучивать их. Логопед одобряет тех, кто угадал верно, произнес звук на длительном выдохе. Аналогичные загадки предлагают по очереди и сами ребята. Эту игру можно назвать и по-другому: «Немое кино» или «Пропавший звук» и т. п.
4. «Шину прокололи». Сделать легкий вдох (ощутить ладонью, как «надули воздухом шину») и, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине (со звуком ш).
5. «Перекличка животных». Логопед распределяет между детьми роли различных животных и птиц. Дети должны, услышав от ведущей название своего животного, на медленном выдохе произнести соответствующее звукоподражание. Игра оживляется, если ведущий старается запутать играющих: называет животное, а смотрит на ребенка, исполняющего совсем другую роль.
В упражнениях с 6-го по 11-е вдох ладонью не контролируется. Внимание направлено на длительность и четкость звучания согласных и гласных звуков.
6. «Трубач». Дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в «трубу»: пф. Логопед хвалит тех, кто дольше всех сумел дуть в «трубу».
7. «Жук». Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Логопед предлагает им поднять руки в стороны и немного отвести их назад, сделать вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук — ж, одновременно опуская руки вниз.
8. «Комарик». Дети сидят, ногами обхватив ножки стульчика. Руки на поясе. Нужно вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону, на выдохе показать, как звенит неуловимый комарик — з, быстро вернуться в исходное положение; новый вдох — и поворот в другую сторону.
9. «Топор». Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки — вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести — ух — на длительном выдохе.
10. «Ворона». Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх — вдох, медленно опустить руки — выдох. Произнести: карр.
11. «Гуси». Дети сидят. Кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад, на длительном выдохе произнести: га. Голову держать прямо. Возвратиться в исходное положение — вдох. На выдохе произнести го, гы
Предложенные игры для выработки длительного свободного выдоха проводятся на материале звуков и слогов. Постановка речевого дыхания по усмотрению логопеда производится на гласных звуках или звукоподражаниях начиная с первого занятия. Тренировка правильного речевого дыхания продолжается в течение всего курса логопедических занятий.