Версия для слабовидящих

Дети и деньги

Опыт работы педагогов МБДОУ №22 "Росинка" по финансовой грамотности прошел процедуру рассмотрения и утверждения экспертными комиссиями/советами и рекомендован для использования другими образовательными организациями: "По итогам федерального форума "От финансовой грамотности к финансовой устойчивости: тренды, кейсы, форсайт 2030", проведенного Дирекцией финансовой грамотности НИФИ Минфина России 9–10 сентября 2021 года при участии Минфина России, Банка России и Ассоциации развития финансовой грамотности подготовлен Каталог лучших региональных практик по финансовой грамотности. Представленные в Каталоге лучшие практики рекомендованы к тиражированию субъектами Российской Федерации, повышающими финансовую грамотность своих жителей, в течение 2022 года.
Республику Крым достойно представили образовательные организации, являющиеся опорными площадками по апробации программ по финансовому просвещению:
   - МБОУ "Симферопольский экономический лицей" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым – Учебная деловая игра "Город бизнеса";
   - МБДОУ "Детский сад №22 "Росинка" муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым – Проект "Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность".
Педагоги данных образовательных организаций являются лауреатами Крымского Фестиваля педагогических инициатив в номинации "Дружи с финансами-2020", проводимого в ГБОУ ДПО РК "Крымский институт постдипломного педагогического образования".

Каталог на 2022 год "Лучшие региональные практики по финансовой грамотности" Открыть

 

 

Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?

 

«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»

Роберт Кийосаки

 

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. До недавнего времени формированию основ финансовой грамотности почти не уделялось внимание в дошкольных учреждениях. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

В настоящее время разработана национальная Стратегия повышения финансовой грамотности, которая определяет приоритеты, цели и задачи, способы их эффективного достижения и решения в сфере государственного управления отношениями, возникающими при повышении финансовой грамотности населения, создании системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации на среднесрочный период. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2023 года рассматривает повышение финансовой грамотности как один из стратегических факторов обеспечения конкурентоспособности российского финансового рынка. Ожидаемым результатом реализации Стратегии является достижение главной цели – создание основ для формирования финансового грамотного поведения населения как необходимого условия финансового благополучия домохозяйств и обеспечения устойчивого экономического роста. 

Как всё-таки правильно познакомить дошкольника с финансовой составляющей жизненных отношений?

Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном ребенку языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Ребенок 6-7 лет может понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится.

Не стоит заострять внимание на понятиях «бедный» и «богатый». В свое время дети сами поймут, что скрывается за этими словами. Важнее привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись, а без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.

Не рекомендуется развивать потребительское отношение к родителям у детей. Дети должны понимать, что в детский сад (а тем более в будущем в школу) необходимо ходить за знаниями, а не за поощрение в качестве покупок, или денег. А помощь по дому – это условия жизни в семье, где у каждого должен быть круг своих обязанностей.

Можно найти выход из ситуации с финансами – дать карманные деньги детям на личные нужды. Эти средства будут принадлежать только ребенку.Их он сможет тратить на свое усмотрение. Карманные деньги научат ребенка самостоятельно планировать свои покупки и траты.

Необходимо с помощью игр, рассказов, сказок, а так же практических занятий (родителей с детьми) обучить дошкольников, следующему:

- что такое деньги, какие они бывают;

- что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;

- что такое карманные деньги. Банковская пластиковая карта ребенка;

- как планировать свои расходы;

- технике безопасности использования банковских карт.

Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.

Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.

Интегрированное занятие по формированию основ финансовой грамотности

Методические материалы к разделу

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Открыть

Формирование предпосылок финансовой грамотности через проектную деятельность

Открыть

 

Дети - о финансах

Открыть

Тематический альбом "Деньги разных стран"

Открыть

Тематический альбом "История возникновения денег"

Открыть

Газета "Вести "Росинки". Спецвыпуск: "Финансовая грамотность в детском саду" Открыть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Публикация персональных данных, в том числе фотографий, производится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ " О персональных данных", с согласия субъекта персональных данных"